ЛЮДИ В АМЕРИКЕ - Рэй Крок

 
  Человек, который помог сделать отрасль быстрого питания превосходной. Он расширил мелкий бизнес в международное предприятие под названием McDonald’s.   
   Вы вероятно знаете, что такое быстрое питание (фастфуд). Это - приготовленная пища, которое является готовой почти тогда, как только вы заходите в место общественного питания. Она стоит не дорого. Она нравится большинству американцев и многим людям во всем мире. Некоторые эксперты говорят, что, по крайней мере, двадцать пять процентов взрослых американцев потребляют  быстрое питание каждый день. Большинство ресторанов быстрого питания предлагают сэндвичи с говяжьим фаршем, называемые гамбургерами, и картофель, приготовленный в горячем масле, называемый французскими поджарками – картофельными  чипсами. Другие места быстрого питания обслуживают жареным цыпленком, пиццей или tacos.
   Вы видите рестораны быстрого питания почти повсюду в Соединенных Штатах. Названия и конструкция  зданий легко узнаваемы - Burger King  (Король гамбургера), Kentucky Fried Chicken (Кентуккийский жареный цыпленок), Pizza Hut (Хижина пиццы), Taco Bell  (Колокольчик тако) и, конечно, McDonald’s. Большинство из них являются сетью ресторанов. Это означает, что каждый является частью огромной компании.
   Каждый ресторан сети имеет тот же самый большой, красочный знак, который может быть узнан на большом расстоянии. Каждый предлагает свой собственный тщательно ограниченный выбор пищевых продуктов. Каждый вид гамбургера или кусок цыпленка имеют такой же вкус, как и в каждом ресторане сети.
   Индустрии фастфуда дали начало два брата в г. Сан-Бернардино, штат Калифорния, в сороковых годах 20 в. Мак и Дик Макдональды владели маленьким, но очень успешным и прибыльным рестораном. Они продавали только несколько видов простой пищи, особенно гамбургеры.
   Люди стояли вне ресторана у окна. Они говорили работникам, находящимся, что они хотят съесть. Они получали и оплачивали свою пищу очень быстро. Пища подавалась в в упаковках, которые могли быть выброшены. Система была настолько успешной, что братья Макдональды обнаружили то, что они могут продавать много еды и снижать ее цену.
   Рэй Крок продавал  оборудование  для ресторанов. Он признал важность идеи братьев Макдональдов. Он понял, что приготовление и продажа пищи может быть организована как массовое производство - почти как на фабрике. М-р Крок заплатил братьям Масдональдам за разрешение открыть несколько ресторанов, подобных тем, что были у братьев. Он открыл первый ресторан Макдональдов вблизи Чикаго, штат Иллинойс, в 1955 году. Вскоре, большее количество ресторанов Макдональдс открывалось во всех Соединенных Штатах. Другие люди копировали идею и количество ресторанов фастфуда все более увеличивалось вслед за ними.
   Раймонд Альберт Крок был очень богатым бизнесменом, когда он умер в 1984 году. Однако ему не всегда сопутствовал успех. Рэй родился в штате Иллинойс в 1902 году. Его родители не были богаты. Он посещал школу в Оак Парке, вблизи Чикаго. Однако Рэй никогда не заканчивал средней школы. Он оставил школу, чтобы стать водителем в организации Красного Креста во время первой мировой войны. Он наврал относительно его возраста, чтобы быть принятым. Ему было только пятнадцать лет. Война могла закончиться прежде, чем его послали бы в Европу.
  После войны Рэй стал джазовым пианистом. Он играл с известными музыкальными группами. Он женился, когда ему было двадцать. Затем он начал работать в компании Lily Tulip Cup Company, продавая бумажные чашки. Однако продолжал пробовать новые занятия. Он пытался заниматься продажей земли в южном штате Флорида. Этот  бизнес потерпел неудачу.  Рэй Kroc вспоминал поездку на автомобиле в Чикаго из Флориды после того, как его бизнес потерпел неудачу. Он говорил: «Я никогда не забуду эту поездку пока я живу. Улицы были покрыты льдом, а у меня не было зимней одежды. Когда я приехал  домой я был очень замерзшим и у меня не было никаких денег».
   Рэй Крок возвратился к работе коммивояжера в компании Lily Tulip Cup Company. Он отвечал за продажу изделий в центральных районах Соединенных Штатов. Его жизнь улучшилась, когда он начал мелкий бизнес, заключавшийся в продажах комплектующего оборудования для ресторанов. Он продавал машину, которая могла смешивать пять молочных коктейлей в одно время.
   В 1954 году он обнаружил маленький ресторан, который использовал восемь его машин. Он поехал туда и обнаружил, что владельцы ресторана имели хороший бизнес, продавая только гамбургеры, жареную картошку по-французски и спиртные напитки.
   Сначала м-р Крок осознал только возможность увеличения продаж его миксеров для большего количества ресторанов. Затем он предложил заключить соглашение с братьями Макдональдами, чтобы открыть некоторое количество ресторанов. Согласно соглашению братья Макдональды получали бы проценты в виде денежной доли от всех продаж.
   Первый ресторан Макдональдс открылся в Де-Плейне, штат Иллинойс, в 1955 году. Рэйю Кроку было пятьдесят два года - возраст, когда многие люди начинают думать о пенсии. Он открыл два ресторана. Скоро он начал понимать, что реальная прибыль делается при продаже гамбургеров, а не миксеров. Он быстро продал компанию, занимавшуюся продажей миксеров, и вложил деньги в растущую сеть ресторанов Макдональдс.
   В 1960 году, м-р Крок купил юридические права на рестораны у братьев Макдональдов. К тому времени, сеть имела более чем две сотни ресторанов.
   Рестораны быстрого питания распространялись быстро в Соединенных Штатах  благодаря франчайзингу. Франчайзинг означает продажу юридического права использовать свой магазин в сети компании с её логотипом независимому бизнесмену. Если компания согласна, то бизнесмен может купить или арендовать магазин сроком на годы.
    Многие люди хотят иметь ресторан Макдоналдс, но только немногим это разрешается. Каждый ресторан покупает продукты и оборудование по низкой цене у родительской компании. Каждый ресторан также дает компании приблизительно десять процентов от денег, которые он зарабатывает на продажах.  В  настоящее время  приблизительно семьдесят процентов ресторанов Макдоналдс во всем мире находится в собственности и используется независимыми бизнесменами и бизнесвуменами (деловыми женщинами).
   Рэйю Кроку хорошо удавалось определять, что публика хотела. Он знал, что много американских семей хотят поесть иногда в ресторане. Он предоставил людям место для питания с популярной пищей, низкими ценами, дружественным обслуживанием и никакого ожидания в обслуживании. И все рестораны Макдональдов продавали ту же самую пищу в каждом ресторане по всей страны. Рэй Крок установил правила,  определяющие то,  как рестораны Макдоналдс должны были работать. Он требовал, чтобы каждый ресторан предлагал «качество, обслуживание и чистоту». Люди, достаточно удачливые, чтобы получить привилегию-франчайз,  должны пройти обучения по  программе в учебном центре под названием Университет Гамбургера. Они изучают, как готовить и обслуживать в точках питания, и, как содержать здание помещение в  чистоте. Более шестидесяти пяти тысяч человек  закончили это обучение.

   Рестораны Макдоналдс начали распространяться по всему миру в 1967 году. Деловые способности Рэйя Крока сделали компанию Макдоналдс  самой большой ресторанной компанией в мире. В настоящее время имеются более тридцати тысяч ресторанов Макдоналдс  на шести континентах.
   Компания работает приблизительно в 120-ти странах. Каждый день рестораны Макдоналдс  во всем мире обслуживают около пятидесяти миллионов человек.
   В более поздние годы Рэй Крок учредил Фонд Крока - частную организацию, которая дает деньги, чтобы помочь другим. Он также учредил некоторое количество центров, которые предлагают поддержку семьям, дети из которых больны  раком. Они называются домами Рональда Макдоналда.
  Много людей хвалили Рэйя Крока за успех его компании и хорошую работу. Однако другие люди резко критиковали его за то, как компания Макдоналдс   обращалась  с молодыми работниками. Многим из работников компании платилась самая низкая заработная плата, разрешенная в соответствии с американским законодательством. Специалисты по здоровью все еще критикуют пищу компании Макдоналдс за содержащиеся в ней слишком много жира и соли.
   В семидесятых годах 20 в.  Рэй Крок переключил свою  энергию с гамбургеров на спорт. Он купил профессиональную бейсбольную команду в штате Калифорния, Сан Diego Padres. Он умер в 1984 году. Ему был восемьдесят один год.
   Тот первый ресторан Макдоналдс в Де-Плейне, в штате Иллинойс, был снесен. Он был заменен магазином и туристическим центром, в здании пытаются копировать то, что было в первоначальном здании.  Другой музей в близлежащем Оак Парке описывает жизнь Рэйя Крока. История Рэйя Крока остается важной частью истории компании Макдоналдс. И его способ ведения бизнеса продолжает влиять на рестораны быстрого питания, в которых питаются люди во всем мире. 
 
By George Grow, The VOA Special English. Broadcast: March 14, 2004