Предмет социологии управления

   Предметом науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Так, физики, говоря о материальном мире, используют понятия гравитации, капиллярности, энергии и множество других терминов, усвоенных вами из школьного курса. 
   Социология управления изучает сферу управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Однако управленческие отношения включают не только социальные, но и финансовые, юридические, педагогические и др. типы отношений. Вот почему приходится сужать предмет этой дисциплины, ограничивая его изучением социального аспекта управленческих отношений, существующих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Такая историческая универсальность продиктована спецификой общей социологии, отраслью которой и является социология управления. 
   Перед социологией нет временных границ. Она изучает не только современное общество (хотя именно в этом и состоит ее преимущественная задача), но и заглядывает в его историю. Объясняется это вот чем. Социология изучает поведение людей как представителей больших социальных групп. Это и отличает ее от социальной психологии, исследующей малые группы, а также от общей психологии (либо ее отраслей), занятых поведением отдельных людей, индивидов. Под большими социальными группами мы понимаем любую совокупность людей численностью от нескольких сотен до десятков миллионов человек, в которой ведущую роль играют не личностные качества людей, их эмоции, предрассудки и т.д., а общественные закономерности. Для того чтобы не путаться с категорией «общественные закономерности», определение которой вызывает в литературе немало споров, скажем проще: отношения и поведение больших социальных групп детерминируются — в основном или исключительно — действием социальных институтов. Последние можно сравнить с огромными фабриками, магистральными дорогами, разветвленной системой коммуникаций, широкой сетью инфраструктуры, ибо речь идет о тех социальных опорах, на которых покоится человеческое общество. Социальные институты приводят его в движение, гоняют по артериям социальную кровь, распределяют и перемещают огромные потоки людей, заставляют функционировать весь общественный организм. Социальные институты — это фабрики и заводы, банки и больницы, загсы и бюро трудоустройства, вузы и школы, министерства и многое другое, без чего невозможно представить себе жизнь современного общества.
   Таким образом, предметом общей социологии являются большие социальные группы, рассматриваемые в институциональном контексте.
   В качественном смысле предмет социологии управления не может существенно отличаться от предмета общей социологии. Будучи родной дочерью последней, социология управления также изучает поведение больших социальных групп в институциональном контексте. Однако речь здесь идет только о тех из них, которые связан ы с управлением. 
   Установив этот факт, мы можем сформулировать предмет социологии управления. Им являются большие социальные группы и институты, действующие в сфере управления. 
   Предметная область социологии управления уже, чем предмет общей социологии, что никоим образом не меняет ее методологию, своеобразие видения мира, подход к познанию окружающей реальности. Социология управления изучает большие социальные группы и институты, задействованные в сфере управления. Именно управления, а не менеджмента или административной системы. О различии этих понятий мы скажем позже, здесь подчеркнем лишь историческую универсальность управления, не ограничивающегося только рыночным или нерыночным обществом. Многие законы управления, например принцип единоначалия, действовали еще в далекую эпоху вождеств — переходную фазу от родо-племенного строя к ранним государствам.